Ни для кого не секрет, что в настоящее время большинство
SEO-специалистов и SEO-компаний для расчета стоимости продвижения сайта
по определенному списку слов используют систему Wordstat – статистику запросов Яндекса (http://wordstat.yandex.ru).
Однако в последнее время пользователи все чаще видят, что рассчитанный
данной системой спрос может меняться очень быстро, порой ежеминутно.
Если раньше система Wordstat пользовалась большим доверием у
оптимизаторов и отлично справлялась с задачей определения спроса на
ключевые слова, то в марте 2009 года ситуация изменилась. 26 марта 2009 г. в выдаче сервиса wordstat.yandex.ru
произошли большие изменения, которые значительно усложнили работу с
сервисом. Рассмотрим эти изменения и вытекающие сложности подробнее.
1. Теперь в wordstat.yandex.ru выводится «хвост» по запросу,
в котором есть слова во всех словоформах. При этом значения спроса для
каждого запроса «хвоста» отличаются от значений для этого же запроса,
если перейти по указанной в системе ссылке.
2. Цифры, которые выдает Wordstat, совершенно
неправдоподобные. Это становится ясным, если сравнить спрос по
отдельному запросу в Wordstat с числом, которое отображается в самом
низу страницы выдачи Яндекса после ввода данного слова в строку поиска.
Если, например, ввести в поисковую строку Яндекса слово «лампо», то
в самом низу страницы отображается число вводов этого слова за месяц:
3. Помимо слов во всех формах, в «хвосте» содержится большое
количество запросов, вводимых с ошибками, а также запросов, не имеющих
вообще никакого отношения к исходному запросу. Например, на первом
скриншоте видно, что для запроса «лампа» в хвосте есть слова «лампо» и
«лампи» с огромным, по показаниям Яндекса, «грязным» спросом.
4. После последовательного ввода нескольких запросов в Wordstat появляется капча, которая не убирается даже при входе через прокси.
5. «Хвост» можно просмотреть только до двадцатой страницы. Не
очень удобно, согласитесь. Особенно если вы выбираете словосочетания в
тематике «недвижимость».
6. Если перед вводимым в Wordstat словом поставить
восклицательный знак, то «хвост» запроса меняется, и изменяются все
числовые значения. Гипотеза о том, что постановка восклицательного
знака перед запросом позволяет измерить спрос точного вхождения, не
подтверждается. Например, если поставить восклицательный знак перед
словом не в начальной форме, то в хвосте остаются только слова запроса
во введенной словоформе (введем запрос «!купила»).
Видим, что цифры, стоящие напротив запросов в хвосте, вовсе не
означают, что это грязный спрос запроса в данной словоформе. Если
перейти по ссылке любого запроса из хвоста, то в полученном хвосте
этого запроса будут слова и в других словоформах. Поэтому находить
очищенный спрос для данной конкретной словоформы по числам напротив
каждого запроса в хвосте нельзя.
7. Попытаемся вычислить чистый спрос для запроса «идти».
Исследования показали: для того чтобы получить хвост только с этим
инфинитивом, необходимо в строке ввода запроса вычесть все другие
словоформы (формы слова во всех падежах, склонениях, спряжениях,
числах, лицах и родах, а для глаголов - еще и все формы причастий и
деепричастий).
8. В целом, если предположить, что в строке «Что искали со
словами…» показывается суммарный спрос запросов, содержащих слова
введенного запроса, то это число отличается от суммы спроса «хвоста».
Совершенно очевидно, что для одного и того же запроса не может быть
двух разных значений неочищенного спроса, а цифры спроса не могут быть
различными для одного и того же запроса, отображаемого на двух разных
страницах.
Вероятно, все неудобства сервиса Wordstat являются временными и
связаны с расширением возможностей Яндекса или с недостатком
технических ресурсов. Со своей стороны хотелось бы предупредить
пользователей о том, что воспринимать цифры Wordstat как истину в
последней инстанции не стоит, т.к. Вы можете купить продвижение по
среднечастотному запросу (исходя из спроса, выдаваемого Wordstat), а на
деле окажется, что это запрос с миллионным спросом. Доверяй, но
проверяй, как говорится.
Сергей Куротченко
|