Более трех лет весьма плодотворно сотрудничая с несколькими
авторами, которых сам выбрал и организовал, хочу поделиться опытом
своей работы – думаю, он пригодится или, по крайней мере, будет
интересен многим.
Ты помнишь, как все начиналось…
Изначально мы с коллегами занимались SEO-оптимизацией и только
SEO-оптимизацией. А оптимизация сайта — это, в первую очередь, работа с
текстами – редактирование уже опубликованных текстов, публикация новых
статей, дайджестов, анонсов и прочее (я имею в виду честную «белую»
оптимизацию и «сайты для людей»). И, поскольку в интернете ценится в
первую очередь информация, то желательно, чтобы на сайте периодически
появлялись очередные статьи, свежие новости, релизы и прочие тексты.
Так что довольно скоро к задаче редактирования текстов добавилась еще и
задача написания новостей и релизов. И мы писали новости про новые
модели кондиционеров, релизы про шкафы-купе, про окна пластиковые и
окна деревянные, про очки, значки, крючки – про все, что было надо!
Вторая задача: желательно публиковать на сайте новости и
тематические статьи. Казалось бы, дело элементарное – сказать клиенту,
чтоб сам написал про свои товары или услуги. Благо, каждый клиент
русским языком владеет, в собственном деле разбирается лучше всех и
написать статью для собственного сайта заинтересован кровно… Это
прозвучит как абсурд, но практика показала, что статьи для самого себя
пишет примерно 1 из 50-60 клиентов (причем после иных написанных
клиентами текстов мне приходилось подолгу читать Есенина и Бунина,
чтобы вспомнить правильную русскую речь). Так что задача написания
тематических статей, в конце концов, тоже легла на нас.
Плюс к этому, периодически появлялись заказчики, которым нужно было
сделать сайт полностью, то есть в числе прочего написать тексты для
наполнения сайта и иногда на основе проведенного с клиентом интервью.
И вот когда количество клиентов перевалило очередную сотню, писать
все тексты самостоятельно стало нереальным. То есть мы, конечно,
справлялись и выдавали необходимый объем текстов, но уже начали
появляться творения, повествующие о том как «трубадуры стучались в
автоматические ворота замков и пели серенады под пластиковыми окнами
своих возлюбленных» или как «из плавно открывшихся дверей шкафа-купе
тяжелым шагом вышла статуя Командора» – начинался явный кризис жанра. А
главное, написание текстов занимало у каждого из нас все больше времени
и все меньше времени оставалось на собственно оптимизацию.
Стало ясно, что написание текстов выросло в задачу отдельную и
весьма объемную, которую хорошо бы поручить выделенному специалисту и,
возможно, даже не одному. Все-таки оптимизатор должен оптимизировать, а
писать должен писатель!
Почти сразу решили отдать написание текстов «на аутсорсинг»
(нанимать «сотрудников-писателей» в офис оказалось невыгодным – мы
попробовали и этот вариант параллельно с аутсорсингом) и довольно
быстро методом проб и без существенных ошибок нашли хороших
писателей-фрилансеров и наладили весьма плодотворное сотрудничество.
Проблем со статьями и другими текстами у нас больше нет; какие-то
неизбежно возникающие вопросы, легко решаем в ходе работы.
Вот как выбрать из множества соискателей лучшего и как наладить с ним сотрудничество, я и расскажу.
Выбрать фрилансера
Выбор начинается уже с объявления о поиске фрилансера, готового
писать статьи на заказ. Объявление является началом делового общения, и
потому уже в нем рекомендую заложить основы для взаимного доверия,
которое, на мой взгляд, лежит в основе любого сотрудничества. То есть
сообщите разумно полную и, безусловно, точную информацию о предлагаемой
работе и ее оплате, изложите свои требования, условия и готовность в
чем-то пойти навстречу.
Пример объявления:
«…Коллеги, имею большой объем заказов на написание статей, сам уже не справляюсь и потому приглашаю журналистов.
Тексты заказываю для сайтов коммерческой тематики: автомобили, строительные материалы, мебель, бытовая техника и т.п. Изысков не требую - нужны обычные, но грамотные,
литературные, уникальные (то есть не ворованные) тексты, которые каждый
из вас, коллеги, видит на сайтах, когда выбирает, соответственно,
автомобили, стройматериалы и т.п.
Пожалуйста, шлите на littletext@mail.ru примеры ваших статей по перечисленным тематикам плюс краткое представление себя как журналиста, автора. Обеспечу своими заказами (и регулярными гонорарами) в первую очередь тех, кто пишет добротно и недорого.
Любителям халявы, психологических экспериментов, желающим просто потрепаться - сразу \"превед\"!
В среднем у меня ежедневно появляется 1 заказ по 3-5 статей в сумме на 5-10 тыс. символов. Заказы оплачиваю в тот же рабочий день по получению готовой статьи.
В начале сотрудничества и для наработки взаимного доверия могу оплачивать заказы по
частям или как-то еще. Оплачиваю электронными деньгами (Яндекс.Деньги,
WMR, WMZ), банковским переводом (Контакт, Сбербанк), в Москве -
наличными, как-то еще.
Тем, кто не успеет откликнуться - искренне желаю успехов и не огорчайтесь, значит, в следующий раз поработаем обязательно!..»
В ответ на такое объявление начинают поступать отклики, по которым с первого взгляда становится ясно следующее:
1. Грамотен ли соискатель, как владеет языком, насколько любит и умеет писать.
Предложения с грубыми грамматическими ошибками я отклонял сразу: ошибки
потенциального автора статей в глагольных окончаниях «ться» и «тся» для
меня значат примерно то же, что для Атоса клеймо лилии на плече его
юной супруги.
Я считаю, специалист должен владеть своим рабочим инструментом
достаточно хорошо, и автор, получающий деньги за написание статей,
обязан писать грамотно и красиво – желательно лучше меня.
2. Любит ли соискатель писать и умеет ли это делать.
Если отклик короток – в 1-2 предложения – можно уверенно
предположить, что автору нечего сказать и/или он не любит писать много.
(«Здравствуйте. Меня зовут Игорь. Обращаюсь по вакансии автора.
Напишите подробности с первым заданием» – если все, что он смог
написать на тему «о себе», это что его зовут Игорь, то на менее
знакомые темы он напишет еще меньше).
Я заказываю много объемных статей, и потому автор с любым из этих
качеств мне не подходит: либо в его статьях будет «вода», либо он не
сможет написать заданный объем текста, либо затянет работу, набирая для
статьи материал… в общем, с ним будут проблемы.
Это то, что видно буквально с первого взгляда. Со второго взгляда картина еще интереснее.
В этом же объявлении я сразу интересуюсь опытом соискателя в деле написания текстов, прошу прислать примеры прежних работ: «…Пожалуйста,
шлите на littletext@mail.ru примеры ваших статей по перечисленным
тематикам плюс краткое представление себя как журналиста, автора…»
Эта информация мне действительно нужна, чтобы составить
представление о специалисте. Но эта просьба является еще и тестом – по
ответу соискателя становится понятно насколько внимательно он прочитал
объявление и насколько точно выполнил первое предложенное вами задание
(особенно, если на задании не был сделан специальный акцент). То есть
насколько серьезно отнесся к работе с вами, насколько он вообще
внимателен к деталям.
Если на этот и другие вопросы вашего объявления соискатель ответил
подробно, то, значит, объявление он читал внимательно, отнесся к нему
вдумчиво, к сотрудничеству с вами относится серьезно.
Плюс к этому, из полного отклика вы сразу узнаете и другие немаловажные для сотрудничества факты:
- выполнял ли он аналогичные работы ранее и насколько хорошо
(учтите, недобросовестный соискатель может прислать и чужие работы –
это проверяется либо проверкой на плагиат, либо по другим деталям
общения с ним);
- его образование и опыт в области написания текстов.
Если же в его отклике нет ни прежних работ, ни информации о
профильном образовании, то можно предположить, что объявление он читал
невнимательно, к вашему предложению отнесся безалаберно и к следующим
вашим заданиям, скорее всего, отнесется так же. Либо, что он раньше
статьи не писал и образования в этой области не имеет. Дальше решайте
сами.
Бывает, отвечают предельно лаконично («Ну очень хочется
поработать...» - и все!) и даже после наводящего вопроса сообщают о
себе не так чтобы много. Бывает соискатель пытается привлечь чем-то
таинственным, многообещающим, императивным («Дайте мне ваши заказы
выполню в срок не пожалеете» - без знаков препинания).
При вашем желании и при наличии свободных времени и денег можно
попробовать и продолжить общение и с таким – вдруг это гений?!… Но
практический опыт показывает, что это бессмысленно: такие авторы обычно
витают в облаках и вместо заказанной статьи «Про Фому» в лучшем случае
присылают статью «Про левую ногу Еремы» да еще со стилистическими
ошибками и искренне ждут за нее гонорар… Так что, может быть, вам
подойдут вполне добротные, хоть и негениальные статьи других авторов?..
Таким соискателям рекомендую кратко сообщить об отказе и в
дальнейшие разговоры с ними не вступать, если бережете время, нервы и
деньги. Некоторые из них продолжают уговаривать дать им шанс «потому
что не попробовав, не узнаете какой я автор» (хотя все уже ясно из
письма) или обещают научиться «в ходе работы» (но почему за мои
деньги?) или применяют какие-то психологические «уговоринги» (но я знаю
волшебное слово «рефрейминг»). На всякий случай попробовал я нескольких
таких соискателей – ничего дельного не получилось.
Я всем сочувствую, время и место у нас непростое, каждому надо
как-то зарабатывать. Но нанимать слабого сотрудника и платить за
некачественную работу я не могу, заниматься «благотворительностью» в
ущерб делу не имею права.
Те же, с кем сотрудничал долго или продолжаю сотрудничать до сих
пор, первым же письмом отвечали на все поставленные в объявлении
вопросы хорошим русским языком, присылали примеры своих работ, задавали
уточняющие вопросы. Их ответы создавали отчетливое впечатление, что мне
отвечает человек деловой, умеющий работать и готовый договариваться.
Обычно после такого анализа поступивших откликов и отсева
соискателей явно неподходящих, остается около 6-7 умелых авторов,
серьезно настроенных на сотрудничество. Вот с такими и стоит начинать
работу.
Начало сотрудничества: он сказал «Поехали!…»
Вторым письмом я сообщаю авторам свои условия и требования уже
детально, во всех подробностях, причем, начиная с самых, казалось бы,
очевидных – например, что я считаю статьей: текст, написанный грамотно,
правильным русским языком, уникальный (то есть не уворованный с других
сайтов), без ошибок типа «негроиды доколумбовой Америки» и т. д.
Учтите, то, что является очевидным и разумеющимся для вас, может
быть совершенно неочевидно автору! Позиция «я думал, что все делают
так» часто приводит к необходимости править или переписывать текст
заново и затягивать работу. Кроме того, это не способствует хорошим
деловым отношениям. Рассчитывайте только на то, что узнали из писем:
что автор пишет грамотно. Все остальные ваши условия, пожелания,
требования вы должны ему сообщить, при необходимости разъяснить,
обсудить.
Аналогично и с оплатой: сразу и во всех деталях договоритесь о цене
и способах оплаты. Самое удобное, на мой взгляд, это оплата электронной
наличностью – Яндекс.Деньгами или WebMoney. Менее удобно – банковский
или почтовый перевод. Еще менее – личная встреча. Но тут выбирайте, что
вам удобнее. И помогите исполнителю освоиться с этими способами оплаты
– оказанная помощь вызовет ответное доброжелательное отношение, вам
будет легче работать с ним.
В общих чертах сотрудничество строится на том, что я, заказчик, по
возможности, иду навстречу исполнителю и на этом основании рассчитываю,
что и он будет соответствовать моим ожиданиям. В общем, взаимные
честность, уважение, аккуратность.
Мои ожидания просты: получить текст быстрее, дешевле, качественнее.
А ожидания исполнителей я приведу дословно – готовя эту статью, я
попросил их описать их представление об идеальном заказчике
(«сферическом, в вакууме») и идеальных условиях работы. Выводы оставляю
сделать самостоятельно:
Анастасия.
Ожидания и цели в работе автора-фрилансера:
- Естественно, главное – возможность работать дома. Выход на работу в офис (в моем случае) не оправдывает себя.
- Работа автора-фрилансера изначально кажется интересной, так как в
процессе неизбежно знакомишься с самыми разными сферами жизни (в
отличие от работы журналиста, числящегося в каком-то одном издании или
на одном сайте и пр.). Это действительно так, но недостаток в том, что
некоторые области кажутся совершенно чуждыми или очень сложными, а
выбирать обычно не приходится.
- Одна из главных целей при работе фрилансером – личный заработок.
- Присутствует отчасти аспект честолюбия. Фриланс для России – до
сих пор новинка. Чувствовать себя «первопроходцем» - очень даже лестно.
Приятно также слышать от близких и друзей (успешных в работе людей),
что Я – первый человек в их кругу общения, который умудряется
зарабатывать деньги дома, работая через интернет.
«Идеальный заказчик» и идеальные условия работы:
- При работе с заказчиком хочется всегда получать четко сформулированное задание.
- Сроки сдачи работы в идеале должны определяться автором.
- «Идеальный заказчик» не придирается к мелочам – предполагается,
что у него есть редактор, который исправит возможные недочеты в работе
автора.
- Удобнее всего получать оплату за сделанную работу сразу после ее
выполнения или через день-два. При оплате один раз в месяц приходится
вести собственную статистику, что занимает время. К тому же бывают
расхождения в подсчетах.
- Проще всего работать, когда заказчик хотя бы по возможности
учитывает сферы интересов и потенциал авторов. Кому-то лучше удаются
технические тексты, кому-то – лирические.
- Идеальные условия предполагают лояльное отношение заказчика к
возможным (редким) нарушениям автором оговоренных сроков работы и
прочим возникающим в процессе трудностям.
- Идеальный заказчик хотя бы изредка благодарит за хорошо
выполненную работу, а не просто выплачивает деньги – в этом случае у
автора появляется уверенность в том, что старания были приложены не зря
и возрастает желание работать.
Александр.
Потенциально хороший фрилансер, способный производительно и
качественно работать, далеко не всегда сразу находит своего заказчика.
Мало того, некоторые люди, далекие от информационных технологий, сразу
же отказываются от возможности удаленной работы только потому, что
сталкиваются, с их точки зрения, с неразрешимыми проблемами. Некоторые
из них по самым разным причинам, скажем, не знают, что можно работать с
электронными деньгами.
А потому хороший заказчик с самого начала должен помочь, сделать
нужную подсказку в самых элементарных вещах – например, как «завести»
электронный кошелек в интернете. Следует с пониманием отнестись к
техническим проблемам фрилансера, особенно если он с гуманитарным
образованием, поскольку, вполне возможно, это и есть тот человек,
которого вы искали. И он найдет другого работодателя только потому, что
тот отнесется к нему с большим вниманием.
Не исключено, что должного взаимопонимания фрилансер и заказчик не
найдут и далее (хотя вроде бы они и вступили в деловое общение), если
не проявят друг к другу нужного доверия. В условиях, когда люди
общаются при помощи электронной почты или «аськи» и не смотрят друг
другу в глаза, фрилансер, особенно которого уже не раз «кинули», вправе
предположить, что его в очередной раз хотят обвести вокруг пальца.
Поэтому задача заказчика в том и заключается, чтобы сделать свою работу
более «прозрачной», вызывающей доверие. Более того, желательно иметь
несколько каналов связи между заказчиком и исполнителем (например,
электронная почта и «аська», электронная почта и номер телефона).
Как правило, уже по нескольким предложениям можно понять, на что
способен автор. И если заказчик удовлетворен, то ему следует без
промедления оплатить заказ. Сроки оплаты могут быть разными, но в любом
случае они должны устраивать фрилансера. Заказчик обязан дать понять,
что у него нет намерений кого-либо обманывать. У него только одна цель
– найти хорошего работника. И лишь потом, когда фрилансер и заказчик
понимают, что они нужны друг другу, можно приступать и к большим
объемам работ.
Удаленная работа может быть более эффективной, если заказчик четко
определяет задание. Ему нужно сформулировать все так, чтобы не было
иного толкования написанного, ибо в противном случае это приведет к
тому, что работу придется переделывать, а то и вовсе забраковать.
Переделка невыгодно обеим сторонам. Фрилансер второй раз берется за ту
же работу без охоты, особенно если он чувствует, что в этом нет его
вины. И для заказчика это может стать проблемой, особенно когда
пожимают сроки сдачи заказа.
Алексей.
Ожидания и цели:
Программа-минимум – просто деньги, возможность получить довесок к зарплате на основном месте работы.
Программа-максимум – переход на фриланс, как основной способ дохода,
чтобы меньше зависеть от рабочего расписания, начальства и т. д.,
самому иметь возможность управлять своим рабочим графиком, не зависеть
от места работы.
Идеальные условия:
- Возможность реально быстро находить заказ (в идеале – мгновенно,
не ожидая, не выискивая, не драться за заказы с конкурентами).
- Возможность выбирать между разными заказами, обращая особое внимание на то, что интересно самому фрилансеру в первую очередь.
- Возможность работать исключительно по принципу «сдан заказ – тут же заплачены деньги».
- Полная гарантия от нечестных работодателей (все заказчики платят,
не обманывают, не нарушают договоренностей по срокам оплаты и т. д.).
- Существование более-менее общепринятых (в идеальном идеале – без
«более-менее») представлений об оплате труда фрилансера как со стороны
заказчиков, так и со стороны самих фрилансеров.
- Полное отсутствие демпинга, минимальная здоровая конкуренция с разумными людьми.
- Упрощенное налоговое законодательство, доходчиво даже для
непрофессионала объясняющее, в каких условиях, почему и сколько надо
платить.
- Возможность тратить электронные деньги на любые нужды, не выводя их с электронного кошелька.
- При необходимости – возможность официального трудоустройства со всеми вытекающими отсюда последствиями вроде соцпакета.
Идеальный заказчик:
- Дает внятное техническое задание.
- Всегда не только готов ответить на возникающие вопросы, но и реально способен на них ответить быстро и четко.
- Исходя из сказанного выше, идеальный заказчик всегда на вязи (по
крайней мере, предположим возможность заранее оговорить какое-то время,
в которое он обязательно на связи).
- Идеальный заказчик – постоянный заказчик.
- При постоянных заказах можно не обращать внимания на оплату несколько ниже той, которая может быть при разовых заказах.
- Дает интересные и разнообразные заказы.
- Не требует выполнять заказы мгновенно, дает время спокойно поработать.
- Доплачивает за срочность (при условии, что срочность не превращается в постоянное условие).
- Вежлив, корректен, не держит тебя за дурака, которому не хватает на пачку лапши быстрого приготовления.
- Не учит фрилансера делать его работу.
- Не вмешивается в процесс работы до тех пор, пока не сдан заказ;
после сдачи заказа при возникновении претензий доносит эти претензии
быстро и понятно, а не по принципу «это неинтересно».
- Не перекладывает расходы по оплате процентов при вводе/выводе электронных денег на фрилансера (по крайней мере, при вводе).
К сожалению, заданный объем статьи и время, которого всегда не
хватает, не позволяют мне изложить все накопленные по этой теме
соображения, опыт и идеи, но, надеюсь, она поможет читателям в работе
или хотя бы развлечет их на досуге.
Карэн Исагулиев
|