Почему провалился Top4Top или Как нельзя делать социальные проекты
Больше всего вопросов аудитории на конференции «Интернет-сообщества и блогосфера» было обращено к Михаилу Зоненашвили, ex-руководителю Top4Top. В своем приветствии он не стал даже провозглашать никаких тезисов, а просто сказал: «Здравствуйте. Отвечу на все вопросы, когда мне дадут слово».
Итак, выступление-откровение руководившего запуском Top4Top Михаила
Зоненашвили. Top4Top’а, который так громко запускался, с треском
провалился и ныне находится в стадии подготовки к новому запуску (но
уже без участия Михаила).
Аудитория
Михаил
рассказал, что изначально был расчет быстро набрать 200-тысячную
аудиторию. Но за время существования максимальным достижением проекта
было лишь 80-100 тыс. уников.
Контент
Всем известно:
мухи отдельно – котлеты отдельно. Но Top4Top рискнул смешать
редакционный и пользовательский контент. Делали упор на уникальность.
Факир был пьян и фокус не удался. Пользователи не переносят соседство user-generated и
редакционного контента. Оно им непонятно. А когда непонятно,
пользователь уходит.
Беспрецедентная рекламная кампания
Активная рекламная кампания на ТВ (многие считали, что неоправданно
высокозатратная), по уверениям Михаила, была логично продумана, т.к.
проводилась в январе, когда реклама продается значительно дешевле. И
была рассчитана не столько на расширение непосредственно аудитории,
сколько на привлечение рекламодателей, формирование лояльности в среде
агентств.
Движок
Зачем сделали сайт на флеше, если у многих пользователей нет высокоскоростного доступа в интернет?
По словам Михаила, Top4Top был рассчитан на аудиторию крупных городов, где проблем со скоростями нет.
Но ведь сайт на флеше практически невозможно оптимизировать, да и полно технических трудностей с ним?
Действительно, часть аудитории, признает Михаил, трудности с флешом отпугнули.
На кого был рассчитан гламурный дизайн?
Top4Top был рассчитан не на гиков, которым подавай лаконичный дизайн, а
на вновь пришедших в интернет, для которых это могло быть некой
заманиловкой. Ну и на женщин, конечно. Один из слушателей, правда,
напомнил, что проект позиционировал себя как проект для интеллектуалов,
а тут вдруг женская аудитория. Журналист из Newsland’а усмотрел в этом
некое противоречие :)
Результат. Серьезные инвестиции (планировалось
вложить 15 млн. долларов в ближайшие 3 года) не оправдались. 500 тысяч
пользователей в сутки к концу 2008 года никак не набирались. Какая уж
тут монетизация.
Гендиректор инвестировавшего в проект фонда Russia Media Ventures Кирилл Лыско обещал,
что в октябре Top4Top будет запущен в новом формате, больше похожем на
модель MySpace. Монетизация проекта на сей раз планировалась не только
за счет рекламы, но и платных сервисов. Но вот уж новый год на носу, а
о проекте пока ничего не слышно.
Что будет дальше будет с Top4Top? На этот вопрос Михаил Зоненашвили только дважды пожал плечами, чтобы не переспрашивали.